|
И С Т О Р И Я К А Р А Т Э Д О
КАРАТЭДО (КАРА - пустая, ТЭ - рука, ДО - путь) – окинавское
боевое искусство рукопашного боя в арсенал которого входят, в основном, ударные
действия руками и ногами, а также броски, подсечки, болевые приемы, удержания
и некоторые другие специальные действия. Каратэдо нельзя назвать искусством
чисто безоружного поединка, как это, казалось бы, следует из названия
(каратэдо – путь пустой руки). Во-первых, практически все стили каратэдо
практикуют работу с традиционным оружием. Во-вторых, сам термин каратэдо в
нынешнем написании появился лишь в 30-х годах 20 века. До этого в слове
каратэ (тодэ) использовался другой иероглиф, обозначавший Китай периода
династии Тан. В-третьих, термин «пустота» относится скорее не к оружию в
руках, а к незамутненному сознанию мастера. Удивительно,
что исследование приемов КАРАТЭ, созданных нашими предками и усовершенствованных в длительном изучении
и применении, показывают, что эти приемы соответствуют современным научным
принципам. Однако дальнейшее усовершенствование всегда возможно. Толкование
значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и
характер философии Буддизма - ДЗЭН: "истолковать (показать) себя пустым
". Мастер КАРАТЭ как боевого искусства - Фунакоси Гитин - избрал именно этот характер
значения КАРАТЭ. Он писал: "Как
зеркальная поверхность отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего
звука, так и занимающийся КАРАТЭ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм
и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом
КАРАТЭ". КАРА - опустошение. Истоки
КАРАТЭ датируются более, чем тысячелетиями назад. Индийский монах Дхарма,
бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь, обучал его учеников
методом физической тренировки для развития умения терпеть (выносливости) и
физической силы, и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии.
Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и
усовершенствованны, и в то же время были известны как искусство борьбы
(драки) Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно
монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников. Не имея
оружия, монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя,
унаследованное от Дхарме. Впоследствии
борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего Востока.
Выходцы из Шао Линя, оседая на новых местах, образовывая свои школы,
совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже
У-ШУ (европейское название - КУНГ-ФУ). Далее
это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами
борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд
Кагошима на самом южном окончании о. Киушу в Японии запретил под страхом
смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы
боя ОКИНАВА-ТЭ ("рука Окинавы"). Переходя
по наследству - от отца к сыну - боевое искусство древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого
мастера. Из-за своей смертоносной силы и колоссального эффекта, владеющие
этим искусством стали преследоваться властями. Они уходили в горы и там все
более и более совершенствовали свое искусство, придавая ему более философский
характер. Постепенно ОКИНАВА-ТЭ стало достоянием лишь самураев и знатных династий, которые тщетно хранили
секреты боевого искусства, передавая знание его по наследству - от поколения
к поколению. По этой причине ОКИНАВА-ТЭ было почти забыто широкими массами
людей; лишь самурайские фамилии да немногие, никому не известные старые
мастера, навсегда поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира, бережно
хранили тайны могущества этого вида борьбы. Японской
общественности это боевое искусство впервые было показано в 1922 году
мастером с Окинавы Фунакоси Гитином, умершим в 1957 году в возрасте 88 лет.
Свою борьбу он назвал КАРАТЭ ("пустая рука"). Будучи преподавателем
(профессором) колледжа на Окинаве, Фунакоси Гитин был приглашен с лекцией и
демонстрациями традиционного боевого
искусства Министерством просвещения в Токио. Его выступления произвели на публику такое впечатление, что он был
наводнен просьбами преподавать КАРАТЭ в Токио. Вместо возвращения на Окинаву,
Фунакоси начал обучать своему
искусству в различных университетах и в Кодокане - центре ДЗЮ-ДО, пока не
обосновал в 1936 году СЁТО КАН -
величайшую в истории КАРАТЭ школу в Японии. Японская
Ассоциация КАРАТЭ (НИПОН КАРАТЭ КЕКАЙ) была основана в 1955 году Фунакоси как
главным инструктором, который по праву был назван Отцом КАРАТЭ. В то время
Организация имела всего лишь несколько членов и группу инструкторов,
которые изучали КАРАТЭ под
руководством старого мастера. Ассоциация была утверждена как корпорация Министерством просвещения в
1958 году. В это же время Ассоциация провела
первый Всеяпонский чемпионат по КАРАТЭ; сейчас они проводятся
ежегодно, что помогло становлению КАРАТЭ как виду спорта (соревновательного).
Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас насчитывает в своем составе
100.000 действующих учеников и приблизительно 300 филиалов и клубов КАРАТЭ по
всему миру. Роль
КАРАТЭ в современный век огромна. Как практическое средство самозащиты оно широко
изучается в частных клубах, а в Японии оно является частью тренировочной
программы для полицейских и членов вооруженных сил. Огромное число колледжей
сейчас включает КАРАТЭ программу
физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и в
других странах мира, кроме того, растет популярность КАРАТЭ как
соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума,
воли, физической закалки. Возникшее и развившееся на Востоке как боевое искусство,
оно сохранилось и шагнуло через века, и стало не только высокоэффективным
средством самозащи |